Отчеты

Home Up

horizontal rule

 

 

 

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

директора Муниципального образовательного учреждения для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -

 «Центр психолого-медико-социального сопровождения Орловского района»

тест.png

 

 

 

 

 

 

 

  

Орел, 2010

 

Данный доклад является формой публичного отчета директора Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Центр психолого-медико-социального сопровождения Орловского района».

Его задачи – познакомить учредителя, общественность, органы власти, клиентов и всех заинтересованных лиц с результатами, потенциалом и условиями функционирования образовательного учреждения, проблемами и направлениями развития МОУ ППМС-Центра Орловского района.  

  Содержание

 

1 .  Кто мы и какое место мы занимаем в системе образования Орловского района……..

2.  Общая характеристика  учреждения. Клиенты, деятельность, ресурсы…………………

2.1 Характеристика МОУ ППМС-Центр Орловского района, его клиенты

и основные направления деятельности…………………………………………………

                        2.1.1 Структура центра. Руководство учреждением………………………

               2.1.2 Клиенты центра……………………………………………………………

               2.1.3 Спектр образовательных услуг……………………………………………

               2.1.4 Реализация основных видов деятельности. Качество, объем……….

               2.1.5 Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность…… 

            2.2. Ресурсы учреждения…………………………………………………………………

                        2.2.1 Здание и помещения………………………………………………………

                        2.2.2 Кадры…………………………………………………………………………

                        2.2.3 Информационные ресурсы………………………………………………

                        2.2.4 Материально финансовые ресурсы……………………………………

 

3. Направление и задачи дальнейшего развития ……………………………………………

 

 Табличные данные………………………………………………………………………………

 

«Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получит защиту и помощь »

                                                                    (Из Декларации прав ребенка)

1.Кто мы и какое место мы занимаем в системе образования Орловского района.

 

Качество  образования играет решающую роль в том, какое место займет страна в мировой экономике, политике, культуре; прямо влияет на ее внутреннее развитие. Невозможно представить образование в современной России без полноценного психологического сопровождения. Направления, которые определены сегодня как приоритетные в развитии современного образования, предполагают в обязательном порядке участие психологов в их реализации.  В настоящее время существуют задачи, которые определяют специфику современного образования и требуют быстрого и эффективного решения. Это и развитие системы дошкольного образования, введение единого государственного экзамена, профильного и предпрофильного обучения, информатизация образования и др. Нельзя забывать и о том, что инновационные педагогические проекты также предполагают профессиональное участие психологов.

Важными структурными звеньями Службы практической помощи стали образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданные на основании Постановлений Правительства РФ, главы Администрации Орловской области и глав районных администраций.

В Орловской области  Служба практической помощи была создана в 1996 году, которая при выборе своего направления исходит из двух критериев: этичность, что означает безопасность для ребенка, и здравый смысл. В Орловском районе такой центр был создан в 2002 году.

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Центр психолого-медико-социального сопровождения Орловского района» переименовано на основании приказа Управления общего и профессионального образования Орловского района от 15 октября 2003 г. № 228 и приказа по центру от 31 октября 2003 № 16-Д и является преемником прав и обязанностей Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - « Центр психолого- медико – социального и педагогического сопровождения Орловского района», созданного на основании постановления главы Администрации Орловского района №407 от 18 сентября 2002 года и приказа Управления общего и профессионального образования Орловского района от 25 сентября 2002 г. № 184. Функции учредителя учреждения выполняет в пределах делегированных полномочий  Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области.

Орловский район является одним из самых больших в Орловской области. В районе  39 образовательных учреждений: 34 школы, 2 детских сада, 2 учреждения дополнительного образования: Центр детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа; 1  ППМС-Центр. В состав школ входят 17 отделений по дошкольному образованию,  13 дошкольных групп. В этих учреждениях сотрудники Центра, в соответствии с заключенными договорами и по запросам, работают с обучающимися (воспитанниками), педагогами, воспитателями, родителями; методически поддерживают и координируют работу учителей-логопедов, педагогов-психологов и социальных педагогов. Центр   располагается на территории самой большой школы района - МОУ  «Знаменская общеобразовательная школа» (858 учащихся).

           Укомплектованность специалистами  учреждений района на 1 сентября 2010 года:

учреждения

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

социальный педагог

ОУ (школы и д.сады)

12

-

8 (2 в декр.отпуске)

6

Центр творчества

-

-

2

-

ППМС-Центр

1

1

4 (1 в декр.отпуске)

1

Всего

14

1

14

7

 

Всех специалистов имеют только  3 ОУ района (Знаменская и Овсянниковская   школы, Центр развития ребенка д.Жилина), 2 специалистов -1 ОУ (Лавровская школа) и 1специалиста -  5 ОУ (Становоколодезьская, Жилинская, Путимецкая, Баклановская и Стрелецкая школы).

Соотношение количества специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, учитель- логопед) в учреждениях района

                                    Структура детского населения района  на 1 сентября 2010 года:

Несовершеннолетних – 11137 , из них :

Дошкольников

Школьники

I ступень

(1-4 классы)

II ступень

(5-9 классы)

III ступень

(10-11 классы)

1640

1596

1944

327

Детей-сирот и оставшихся без родительского попечения –                         153

Дети-инвалиды -                                                                                                221

Дети из многодетных семей -                                                                         1142

Семьи группы «риска» - 108, в которых проживает-                                    162

 

В районе  в двух ОУ есть  3 класса VII вида, в которых обучается 30 детей (Овсянниковская средняя  школа – 1 и 4 класс (26 детей), Становоколодезьская средняя школа – 7 класс (4 ре-бенка).

Центр ориентирован на работу с детьми от 0 до 18 лет с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, социальных условий, личностной потребности в сопровождении.

На протяжении всех лет становления и развития учреждения неизменным являлось одно: МОУ ППМС-центр это образовательное учреждение, призванное оказывать необходимую помощь и поддержку детям, родителям (законным представителям), педагогам; организовывать комплексное сопровождение детей  и подростков; осуществлять взаимодействие со специалистами сопричастных организаций, коллегами из  Областного ППМС-центра и  ППМС-центров Орловской области.

Сопровождение это технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Сопровождение детей специалистами ППМС-Центра включает как непосредственную помощь ребенку (индивидуальная и групповая), так и опосредованную (с родителями и педагогами).

Коллектив Центра исходит из следующих основополагающих принципов:

1.      Принцип системности и комплексности, который предполагает принятие и изучение ребенка (человека) как целостности – с учетом взаимодействия его внешней средой, иерархичности структуры его личности, неповторимости  индивидуальности векторов его саморазвития и самостановления. Системность и комплексность реализуется в междисциплинарности подхода к проблемам и нуждам ребенка, его семьи, воплощающейся в командной работе профессионалов различных специальностей.

2.      Принцип многообразия форм и методов работы, исходящий из того,  что мало заниматься развитием только познавательной или эмоциональной сферы, или даже личности ребенка в целом, необходимо работать со всем комплексом социально-медико-психологических проблем, используя социально-педагогическую, психолого-педагогическую, медицинскую, методическую и иные виды помощи и сопровождения.

3.      Принцип индивидуализации помощи, форм и методов сопровождения, требующий ориентироваться на конкретного человека, находящегося в конкретной жизненной ситуации.

4.      Принцип нравственности и экологичности, который включает известный принцип «Не навреди!», требующий ориентироваться не только на сохранение, но и, в большей степени, развитие личности.

5.      Деятельностный принцип коррекционной работы, определяющий ее стратегию и тактику – выбор целей, средств, путей и способов достижения целей. Коррекционная работа в центре должна строиться  не как простая тренировка умений и навыков, не как сумма отдельных упражнений по совершенствованию психической деятельности, но как организация целостной осмысленной деятельности ребенка, органически вписывающейся в систему его повседневных жизненных отношений.

За время работы Центра профессионализм, неравнодушие, высокое качество деятельности, неформальные отношения, отзывчивость сотрудников позволили занять определенное место в районе и быть востребованными среди населения. Поэтому за помощью и консультациями ежедневно в ППМС-Центр обращаются родители (законные представители), подростки, педагоги, администраторы образовательных учреждений, студенты и специалисты сопричастных организаций.

2.   Общая характеристика  учреждения. Клиенты, деятельность, ресурсы

2.1 Характеристика МОУ ППМС-Центр Орловского района, его клиенты и основные направления деятельности.

2.1.1. Структура центра. Руководство учреждением.

Структура Центра со дня основания менялась. С 2002 по январь 2007 года имелись 5 структурных подразделения (служб):

1. Диагностико-коррекционная служба;

2. Социально-педагогическая служба;

3. Психолого-педагогическая служба;

4. Информационно-методическая служба;

5. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Штатным расписанием было предусмотрено 20,5 ставок.

В январе 2007 года на основании приказа Управления общего и профессионального образования администрации Орловского района № 174 от 31.10.2006 «О сокращении штатов» службы были упразднены. Штатным расписанием от 1.01.2007 года было предусмотрено 13,75 ставок. Структурным подразделением осталось ПМПК .

В 2008 году на базе ППМС-Центра была создана «Школа приемных родителей» на основании приказа № 34-Д от 07.04.2008г, в соответствии с Программой «Школы приемных родителей», утвержденной решением Коллегии управления общего и профессионального образования администрации Орловской области от 03.03.06 № 2/3.  В Школе задействованы социальный педагог, педагоги-психологи, учитель-логопед ППМС-Центра. Специалисты работают в тесном сотрудничестве с педиатрами из Знаменской амбулатории и Отделом опеки и попечительства администрации Орловского района, специалистами областного ППМС-центра. Программа направлена на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и юридической компетенции будущих приемных родителей.

Согласно штатному расписанию на 1.09.2010 года, в Центре имеются следующие ставки (15,75 ст.):

- директор - 1

- заместитель директора – 1

- методист -1

- программист -1

-  педагог-психолог – 3

- социальный педагог – 2,25

- учитель-дефектолог – 1

- учитель-логопед – 1

- учитель – 1

- ведущий бухгалтер – 0,5;

- завхоз – 1

- водитель -1

- рабочий по комплексному обслуживанию -1

 

На данный момент в Центре работают 10 педагогических работников, из них 8 основных (один специалист  в декретном отпуске) и 2 совместителя.

Функции руководства и контроля распределены между директором, зам. директора и методистом и осуществляются в соответствии с планом работы на педсоветах, совещаниях при директоре и методических совещаниях. Специалисты центра работают в соответствии с   годовым планом, циклограммой, на основании месячного и оперативного планирования. Работа специалистов строится на основании графиков и расписания занятий.

В центре регулярно проводятся родительские собрания; с каждой семьей заключаются договора на оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также, учитывая специфику района (удаленность клиентов), проводятся выездные Дни центра.

 

2.1.2 Клиенты центра. Сопричастные организации

Центр обслуживает достаточный большой круг клиентов и в рамках профессиональной деятельности тесно взаимодействует со многими  сопричастными организациями.

Специалисты ППМС-центра осуществляют как опосредованную (через педагогов образовательных учреждений, родителей, работников сопричастных организаций иных ведомств), так и непосредственную помощь педагогам, детям и родителям.

Всех клиентов  учреждения можно разделить на несколько групп: дети и родители, педагоги, сопричастные организации (рис 1,2,3).

Рисунок 1                                   Клиенты Центра. Дети и родители.

С 2009 года дети-инвалиды Орловского района включены в проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. Всего включено 14 детей-инвалидов, из них 5 семей  получили оборудование и с  2010-2011 учебного года дети начали дистанционно обучаться на дому. Совместно с Областным Ресурсным центром дистанционного образования детей с ограниченными возможностями для детей-инвалидов были организованы и проведены различные мероприятия.  Для родителей детей-инвалидов, включенных в дистанционное образование, были проведены родительские собрания, круглый стол. Осуществляется патронаж данных семей по графику, а также проведено анкетирование детей-инвалидов и их родителей.

Также ведется психолого – медико – социальное сопровождение детей-инвалидов и их семей по запросам. Это обследование на ПМПК, коррекционно-развивающая работа  с детьми на дому,  консультирование детей и родителей, патронаж, оказание помощи в решении различных вопросов.

В 2009-2010 учебном году для выявления детей с особыми образовательными потребностями 6-7 лет специалистами Центра был проведен мониторинг.  В мониторинге  приняло участие 27 дошкольных образовательных учреждений (детских садов, дошкольных групп, отделений и филиалов по дошкольному образованию) Орловского района. Всего было охвачено 287 детей, проведено 1719 диагностических процедур, что составляет 69% от общего количества (2155).

 Рисунок 2                                         Клиенты Центра. Педагоги.

Профессиональная поддержка и сопровождение педагогов осуществляются посредством проведения и участия в семинарах, методических объединениях, педсоветах ОУ района.

 

Отбирая вопросы для обсуждения на семинарах, МО специалисты центра учитывают запросы логопедов, воспитателей ДОУ, зам. директоров ОУ, социальных педагогов, педагогов-психологов;  включая анкетирование, подготовку письменных практических рекомендаций для воспитателей, медицинских сестёр, логопедов, социальных педагогов, педагогов-психологов по организации помощи детям, родителям. Практический  материал семинаров и МО распространяется с помощью электронных носителей.

 

Рисунок 3                           Клиенты. Сопричастные организации.

 

Новым в деятельности Центра с апреля 2010 года стало взаимодействие специалистов Центра с представителями районного суда. Согласно Решения Координационного совета по развитию ювенальных технологий в Орловской области от 24.05.2010г  для обеспечения выполнения судами требований ст. 421 УПК РФ центр обеспечивает участие педагогов-психологов в обследовании детей-подростков.  Специалистами Центра организуется деятельность в следующих направлениях: диагностика эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер несовершеннолетних, диагностика особенностей детско-родительских отношений, выдача заключения о психологических особенностях несовершеннолетних, консультирование  родителей, несовершеннолетних и представителей судебных  органов.

Динамику  запросов за последние три года можно проследить по следующему графику (рис.4)

 Рисунок 4.                                  Динамика  запросов за 2007-2010 учебные года.

Из графика видно, что рост  запросов приходится на консультирование детей и родителей, просвещение  и консультирование педагогов,  коррекционно-развивающую работу с детьми. Актуальным и востребованным стало научно-методическое и информационное сопровождение участников образовательного процесса (Заседания Координационного и Научно-методического советов, МО, выездные методические совещания, тренинги).

 

Рисунок 5                               Суммарная структура запросов в ППМС-Центр

Орловского района  (2007-2010 годы)

Из диаграммы видно, что наибольшая доля запросов приходится на консультирование детей и родителей (включая, родителей, воспитывающих детей-инвалидов). В связи с  удаленностью ППМС-Центра от многих населенных пунктов Орловского района большое внимание  уделяется  консультативной помощи и информационной  поддержке  педагогам детских садов и школ района.

На гистограмме (рис.6) показано распределение постоянного контингента (дети, занимающиеся более 2 месяцев) по специалистам Центра  в 2007- 2010 учебных годах:  

Рисунок 6        Распределение постоянного контингента (дети) по специалистам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За последние три года произошло увеличение количества постоянного контингента детей (постоянно посещающих коррекционные занятия). Наибольшая доля постоянных клиентов приходится на психологов и социальных педагогов. Значительно увеличение в 2009-2010 уч. г. произошло за счет реализации новых программ (Адаптация ребенка к 1  и к 5 классам)     

 

2.1.3 Спектр образовательных услуг

Спектр образовательных и иных услуг, оказываемых клиентам специалистами центра, связан с рядом факторов, из которых важнейшими являются:

1.      Ресурсные возможности учреждения;

2.      Лицензионные ограничения;

3.      Особенности запроса клиентов.

Ресурсы ППМС-Центра Орловского района будут обсуждаться ниже.

В соответствии с лицензией на образовательную деятельность (Серия А,  №303466), выданной Департаментом образования культуры и спорта Орловской области, учреждение  реализует дополнительные индивидуально-ориентированные коррекционо-развивающие программы  (дошкольники и школьники )

Диагностика  и консультирование детей (семей, имеющих детей с проблемами в развитии) – работа с непостоянным контингентом – также проводится по различным направлениям, в соответствии с запросом

Спектр услуг, оказываемый взрослым клиентам (родителям, педагогам, иным заинтересованным лицам) определяется запросом со стороны Учредителя, запросом и заключенными с различными юридическими и физическими лицами договорами о сотрудничестве .

         Кроме того, специалисты Центра оказывают информационные услуги, которые заключаются в предоставлении необходимой клиенту информации о том, какую помощь и в каких учреждениях (у каких специалистов) он может получить в Орловской области.

            Спектр услуг, реализуемых в ППМС-Центре Орловского района, определяется социальным заказом. Их номенклатура определяется лицензионными ограничениями и особенностями ресурсов (в том числе кадровых) учреждения.

 2.1.3 Реализация основных видов деятельности. Качество, объем

Работа Центра на протяжении последних лет велась в соответствии с годовыми планами, классификатором деятельности, графиками работы и расписанием занятий специалистов. Календарный план на месяц составлялся на основании запросов (устных и письменных) Управления образованием и ОУ района, родителей, специалистов сопричастных организаций.

 Основные направления работы Центра:

-        Диагностика детей, родителей и педагогов;

-        Консультирование педагогов и родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей;

-        Профессиональная поддержка и сопровождение педагогов;

-        Коррекционно- развивающая работа;

-        Осуществление взаимодействия с организациями иных ведомств;

-        Психолого-педагогическое просвещение;

-        Проведение активной практики студентов;

-        Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность;

-        Информационно-аналитическая деятельность.

 

             Диагностика проводилась с тремя категориями лиц: дети, родители, педагоги(рис10).

Рисунок 10         Соотношение количества детей, родителей и педагогов ,

                                                  участвующих в диагностике (за три года)

Из диаграммы видно, что возрастной состав продиагностированных детей и подростков в достаточной степени разнороден. Однако наибольшая доля клиентов прошедших, диагностическое обследование, приходится на дошкольный возраст (65%).

 Рисунок 11      Охват клиентов специалистами Центра диагностическими обследованиями

                                                                             за три года 

Из диаграммы видно, что идет устойчивое тенденция роста диагностических обследований дошкольного возраста. Сравнительно невысокие количественные показатели за 2007-2008 учебный год частично обусловлены субъективными факторами (4 специалиста находились в декретном отпуске). Значительное увеличение количества диагностических обследований дошкольников в 2009-2010 уч.году произошло за счет внедрения новых методов работы (мониторинг), повышения психолого-педагогической  грамотности педагогов и родителей, а также определенной сформированности  социального запроса на некоторые виды оказываемой помощи (ПМПК).

 Диагностика проводится как разовая, так и неоднократная (мониторинг  и ПМПК в начале и конце года ).

Реализация диагностического направления осуществляется посредством индивидуальной и групповой  форм работы.

Рисунок 12                  Групповые и индивидуальные формы диагностики

 

  Основные проблемы, по которым проводится  диагностическая работа:

bullet определение уровня готовности детей к школьному обучению
bullet определение уровня готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене
bullet определение образовательного маршрута ребенка на ПМПК
bullet изучение социального запроса на виды оказываемых услуг у педагогов и родителей
bullet определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению
bullet выявление и анализ трудностей детей в обучении  
bullet речевое обследование 
bullet проблемы поведения (агрессивность, конфликтность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, негативизм, демонстративность и т.д.)  
bullet эмоционально – личностные проблемы (тревожность, страхи, неадекватная самооценка,  эмоциональная неустойчивость и т.д.)  
bullet уровень сформированности коммуникативных навыков (навыков общения)  
bullet уровень соответствия возрастной норме развития 
bullet определение уровня актуального развития детей и несовершеннолетних правонарушителей  
bullet исследование детско – родительских отношений  
bullet определение уровня сформированности навыков социально-бытовой ориентировки детей дошкольного и младшего школьного возраста  
bullet профессиональная ориентация подростков  
bullet выявление личностных особенностей кандидатов в приемную семью   и изучение психологического климата в семье   

 

  Коррекционно – развивающая работа осуществляется через реализацию индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, которые проводятся как индивидуально, так и в группах.

 Рисунок 13             Количественные показатели коррекционно-развивающей работы 

В 2009-2010 учебном году наблюдается некоторый спад общего количества коррекционных    занятий в связи с объективными причинами: сильные морозы зимы 2010 г., увеличение количества учащихся произошло за счет большего охвата детей групповыми формами работы в связи с выходом специалистов из отпуска по уходу за детьми.

Рисунок 14                                   Охват учащихся  тренинговыми занятиями.

                Из диаграммы видно, что в 2009-2010 уч.году количество учащихся, задействованных  в тренинговых формах работы увеличилось за счет реализации специалистами новых программ   (программы   в пришкольных летних лагерях ОУ района).

 

Рисунок 15       Соотношение  количества охваченных детей непосредственной работой к общему количеству детей в районе

 Из диаграммы видно, что охват детей только практической работой специалистами Центра (коррекционно-развивающие занятия и тренинги) с каждым годом увеличивается и составляет в 2007-2008 уч.году – 7 %, в 2008-2009 уч.году – 9 % и в 2009-2010 уч.году – 21% от общего числа учащихся района.

Одно из направлений Центра - консультирование педагогов и родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Рисунок 16             Динамика общего количества консультаций 

Наблюдается устойчивая тенденция роста обращений за консультативной помощью к специалистам Центра родителей, подростков,  педагогов, студентов и специалистов сопричастных организаций. На наш взгляд, это свидетельствует о высоком уровне квалификации  специалистов и доверия к ним.

 

                    Рисунок 17.                   Соотношение количества консультаций за три года

      Из диаграммы видно, что наибольшее количество консультаций приходится на  родителей, что является важным показателем качества деятельности специалистов Центра.

 

Проранжировав тематику  консультаций за последние два года мы видим следующее:

1.       проблема готовности к школьному обучению – 772 (31%)

2.       методическое сопровождение – 560 (22%)

3.       трудности в обучении детей – 356 (14%)

4.       соответствие уровня речевого развития возрасту детей - 141(6%)

5.       проблема формирования социально-бытовых навыков – 108 (4%)

6.       проблемы поведения – 108 (4%)

7.       эмоционально – личностные проблемы – 98 (4%)

8.       деятельность Центра – 93 (4%)

9.       проблема формирования коммуникативных навыков – 73 (3%)

10.    детско – родительские отношения – 62 (2%)

11.    развитие детей раннего возраста – 56 (2%)

12.    профилактика злоупотребления ПАВ – 30 (1%)

13.    профессиональная деятельность социального педагога – 18 (0,7%)

14.    улучшением речи школьников и дошкольников – 15 (0,6%)

15.    оказание помощи детям с заиканием, снижением слуха – 12(0,6%)

16.    предупреждение школьной дезадаптации – 11 (0,5%)

17.    правонарушения несовершеннолетних – 10 (0,4%)

18.    профессиональная ориентация подростков – 3 (0,2%)

Больше всего обращений к специалистам Центра  и со стороны родителей и со стороны педагогов по проблеме подготовки детей к школе. В связи с этим специалистами Центра был разработан план мероприятий для детей, родителей и педагогов по данной проблеме. Опыт работы обобщен и совместно с ИУУ выпущено информационно – методическое пособие для педагогов и родителей  «Лекторий для родителей будущих первоклассников», которое апробируется и реализуется на базе дошкольного отделения №4 МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» в течении 2-х последних лет, получил высокую оценку  специалистов ИУУ и положительные отклики со стороны педагогов и родителей. 

2.1.5  Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность.

В настоящее время практически каждая семья, имеющая детей, испытывают ту или иную степень неблагополучия. Причины самые разнообразные: это про­блемы, связанные со здоровьем детей или кого-либо из членов семьи; нару­шенные взаимоотношения между супругами, экономическая нестабильность семьи; родительская и педагогическая некомпетентность; на­рушение юридического статуса.

            Деятельность же организаций по  оказанию помощи таким семьям характеризуется некоторой разобщенностью и отсутствием комплексных подходов.

            Учреждения здравоохранения ищут  возможности решения проблем, связанных с социализацией  детей, их обучением, а  учреждения соцзащиты, в силу различных причин, пока еще не могут обеспечить в необходимой степени подготовку детей к школе, их обучение в соответствии с имеющимися возможностями  и специальными образовательными потребностями.  Эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка.

      Именно поэтому главным предметом заботы специалистов центра становится поиск и реализации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, направленных на конструктивное решение актуальных проблем развития детей. Для нас актуальной стала задача определения рациональной схемы организации  деятельности  с использованием ресурсов всех ведомств не дублируя их, но создавая единые технологии, позволяющие с наибольшей эффективностью использовать возможности каждой системы. Кроме того, необходимо создать радикальные условия для того, чтобы ребенок стал свободным и успешным, а родители стали реальными единомышленниками педагога, а это возможно лишь при постоянном повышении профессионального уровня педагогов.

Для большей эффективности нашей работы с 1 сентября 2004 г. приказом №8 по Орловскому филиалу Института содержания и методов обучения Российской академии образования была открыта региональная экспериментальная площадка «Комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение участников образовательного процесса». Проблема, над которой работали специалисты ППМС-Центра «Взаимодействие ППМС-Центра с образовательными учреждениями в комплексном сопровождении всех участников образовательного процесса»

Общей целью экспериментальной работы стало создание эффективной модели взаимодействия в психолого-педагогическом и социальном сопровождении участников образовательного процесса.

В результате нашей работы были выделены и описаны 4 модели: модель сопровождения ребенка, педагога, семьи и социума. Развитие основных идей комплексного сопровождения всех участников осуществляется через реализацию программ для учащихся, родителей, педагогов.

Программы для детей – создание образовательных траекторий развития для каждой группы, т.е. выход на персонализацию образования, дифференциальный подход сопровождения.

Программы для родителей – обеспечение сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей, родителей и педагогов.

Программы для педагогов - обучение, прежде всего с целью повышения профессионализма и компетентности в вопросах сопровождения, технологии образования, самореализация личности педагога.

Приоритетным направлением экспериментальной работы было научно-методическое и информационное сопровождение участников образовательного процесса, через проведение научно-методических и координационных советов, а также выездных методических совещаний. Всего было проведено 14 выездных методических совещаний, 10 научно-методических советов, а также 14 заседаний координационного совета.

Промежуточным итогом внешней экспертизы стало проведение районной научно-практической конференции по проблеме «Организация комплексного сопровождения участников образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве: модели и технологии взаимодействия». Целью конференции стало изучение и обсуждение проблемы организации комплексного сопровождения участников образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве и наметить перспективы комплексного сопровождения. В конференции приняли участие 163 человека.

Специалистами Центра разработана программа «Взаимодействие ППМС-Центра и образовательных учреждений в комплексном сопровождении участников образовательного процесса» и получена лицензия.

Кроме того, с 2007 по 2009 г. Центр участвовал в эксперименте «Вариативные формы работы предшкольного образования». По итогам научно – экспериментальной работы  выпущено информационно – методическое пособие для педагогов и родителей  «Лекторий для родителей будущих первоклассников», в котором представлен опыт работы специалистов МОУ ППМС – центра Орловского района.

           Модель  работы педагога – психолога и учителя  ППМС – центра в контексте подготовки к школьному обучению представлена в статье «Организация предшкольной подготовки в условиях ППМС - центра», включенной в сборник «Вариативные формы предшкольного образования». Концепция организации работы предшкольной подготовки  в условиях ППМС – центра, а также опыт работы обобщен   на Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции» посредством представления  модели предшкольного образования   «Дополнительные  образовательные (коррекционные) услуги детям с недостаточным  уровнем психолого – педагогической готовности к школьному обучению», реализуемой на базе ППМС – центра Орловского района.

   За  активное  и плодотворное участие в работе  региональной экспериментальной площадки «Вариативные формы предшкольного образования»  творческой группе педагогов – экспериментаторов МОУ ППМС – центра Орловского района  вручено благодарственное письмо ОИУУ.

В декабре 2009 года эксперимент по проблеме «Взаимодействие ППМС-Центра с образовательными учреждениями в комплексном сопровождении всех участников образовательного процесса»  был завершен, но у всех  специалистов и Центра  и образовательных учреждений района ,входящих в эксперимент,  сформировалась уверенность в том, что  участие в экспериментальной работе необходимо продолжить. Так, с января 2009 года ППМС-Центр Орловского района включен в работу региональной экспериментальной площадки по проблеме «Модель непрерывного образования как стратегия жизненного успеха личности».

Основной целью эксперимента является – разработка адаптивной организационно-педагогической модели, которая обеспечит непрерывность индивидуальной траектории образования и становления личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Проблема, над которой работают специалисты в рамках экспериментальной площадки «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, как необходимое условие успешной социализации ребенка в обществе».

Ожидаемые результаты по проблеме:

1.    Организация систематического отслеживания уровня развития и обучения каждого ребенка;

2.    Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащихся, их успешного обучения, а также  успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе;

3.    Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

4.    Создание базы данных детей с особыми образовательными потребностями.

Наш опыт работы обобщен и опубликован в различных сборниках, всего опубликовано 23 статьи в 10 сборниках, а также выпущено своих 4 сборника.

 2.2 Ресурсы учреждения

2.2.1 Здание и помещения.

 

Географически МОУ ППМС-Центр Орловского района располагается  в одном из крупнонаселенном поселке Орловского района  - пгт  Знаменка в помещении МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа » по адресу:  302520  Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Школьная, д.8. Центр занимает правое крыло первого этажа школы общей площадью 169,04 кв.м. Реконструкция и ремонт были  проведены  в августе 2009 года.

В настоящее  время в Центре имеется 5 кабинетов (общей площадью 132,2 кв.м) : кабинет директора, зал тренинговой  и коррекционной работы, кабинет коррекционных педагогов, информационно-педагогический кабинет,  кабинет педагогов –психологов. Индивидуальные и групповые занятия ведутся в трех кабинетах.  Площади    кабинетов не позволяют в полной мере реализовать возможности специалистов и потребности клиентов.  Для оптимального использования помещений составляется расписание занятий специалистов. Некоторые занятия специалисты проводят на базах дошкольного отделения №4 и №3 МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа», а так же в самой школе.

2.2.2 Кадры

На 1 сентября 2010 учреждение обеспечено кадрами в соответствии  с утвержденным  учредителем штатным расписанием  на 95,24%. 

Кадровое обеспечение  Центра соответствует его основным целям, задачам и направлениям деятельности. Штатным расписанием ППМС-Центра   предусмотрено 15,75 ставки.  В настоящее время в Центре работают 10 педагогических работников, из них 8 основных (один специалист  в декретном отпуске) и 2 совместителя. В штате имеются педагоги-психологи (3 ст.), социальные педагоги (2, 25 ст.), учитель-дефектолог (1 ст.), учитель-логопед (1 ст.), учитель (1 ст.) методист (1 ст.), программист (1 ст.), административный персонал (2 ст.), бухгалтер (0,5), обслуживающий и вспомогательный персонал (3 ст.) 

 Все специалисты имеют высшее образование, один педагог –кандидат педагогических наук. Среди педагогов один  аттестован на высшую  категорию, 7 специалистов – на первую и 1 – на вторую.

Педагоги активно повышают свою квалификацию. За последние три года все педагогические работники   прошли курсы повышения квалификации на базе областного ППМС-Центра, Института усовершенствования учителей, Орловского Государственного Университета.

Коллектив специалистов достаточно молод, работоспособен. На 1 сентября 2010 года средний возраст педагогических работников составлял 38,2 года. Средний показатель стажа работы специалистов по специальности  попадает в диапазон от 10-до 20 лет (максимально- 22 года , минимально -7лет).

Текучесть педагогических кадров незначительна. За время работы Центра положение с обеспеченностью кадров несколько осложнялось тем, что большое количество специалистов  (8 человек) находилось в отпуске по уходу за детьми.

2.2.3 Информационные ресурсы учреждения

Информационные ресурсы  учреждения  складываются из нескольких составляющих :

·         Наличие и ведение баз знаний , баз данных, электронного документооборота;

·         Составление библиотечно-информационных ресурсов учреждения;

·         Наличие и качество компьютерной техники, локальной вычислительной сети и эффективность их использования;

·         Работа в сети Интернет, ее эффективность;

·         Наличие в учреждении собственных Интернет-ресурсов, их качество и посещаемость другими пользователями.

·         Издание информационно-аналитических материалов.

Количество и качество компьютерной техники в Центре на сегодняшний день не обеспечивает в полной мере информационные потребности педагогов и клиентов. На 1 сентября 2010 года в локальной сети Центра было объединено 2 компьютера и 1 принтер.

Всего в Центре ведется   3 базы  данных  («ПМПК», «Литература», «Дети-инвалиды»). С сентября 2009 года ведется работа по введению в центре электронного документооборота. 

Постоянно пополняются библиотечные ресурсы. На 1 сентября 2010 года в БД «Литература» было внесено 283 наименования. Среди них монографии, учебники, методические рекомендации,  сборники, журналы . Ежегодно в Центре проводится  подписка на периодические издания . Среди них такие профессионально значимые научно-методические  газеты  и журналы, как «Школьный психолог»,  «Дефектология», «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» .

Значительное количество информации специалисты получают  через сеть Интернет. На компьютере Центра пополняется библиотека  электронных  Интернет-изданий  по вопросам психологии, дефектологии, педагогики, логопедии.

Повышается информационная культура сотрудников. На сентябрь 2010 года 90% педагогов прошли обучение на курсах  Интернет-образования при Орел-ГТУ, и на уровне пользователя овладели компьютерными технологиями в области образования. Большинство мероприятий (около80%) в Центре проводится с использованием презентаций, оцифрованных видео и аудиофрагментов.

В последнее время в Центре ведется работа по освоению собственных Интернет-ресурсов (разработка сайта Центра).

 2.2.4 Материально–финансовые ресурсы.

Ежегодные расходы Центра на приобретение литературы, расходных материалов, ГСМ, канцелярских принадлежностей имеют  тенденцию к увеличению, что положительно отражается на нашей деятельности. (Рис  17 )

Рисунок 17.   Динамика расходов учреждения на приобретение литературы, расходных материалов, ГСМ, канцелярских принадлежностей за 2008 и 2009 гг.

Однако специалисты Центра ощущают нехватку различного оборудования для внедрения в свою деятельность современных информационно-коммуникационных  и методико –диагностических технологий  в работе с детьми, родителями и педагогами .

Общие бюджетные  расходы учреждения за последние два года увеличились. (рис.18 )

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 18        Динамика использования бюджетных средств  за два года

Бюджетные ассигнования в 2009 году по ППМС-центру составили 1611105, из них на подготовку к новому учебному году в связи с переездом было выделено  99980 руб.

Платных услуг Центр  не оказывает.

Материально-финансовые ресурсы в целом обеспечивают  реализацию образовательного процесса учреждения и в определенной мере стимулирует его развитие и совершенствование.

Необходимо изыскивать возможности для привлечения внебюджетных средств на дальнейшее    развитие материальной базы учреждения.

 

4.      Направления и задачи дальнейшего развития учреждения.

В целом учреждение работает стабильно, поддерживая и расширяя сотрудничество  с учреждениями системы образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения,  а  также с другими учреждениями (Филиал №7 МСЗ по Орловской области, районный суд, ВУЗы, Областной центр по профилактике и борьбе со  СПИД и ИЗ, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Орловской области и др.)

 Ведется работа по сохранению и увеличению контингента, расширению спектра и повышению качества психолого-педагогических и  социальных услуг.

  

            В работе центра выявлен ряд положительных факторов, таких как:

·      широкая номенклатура услуг;

·    удовлетворенность клиентов качеством оказываемых услуг;

·     тесное сотрудничество Центра с учреждениями разных типов и    видов,  входящих     в    систему    профилактики    и сопровождения;

·    широкое    участие    специалистов    Центра    в    различных мероприятиях муниципального, областного, всероссийского , уровня    (семинары,   конференции,   конгрессы,   экспертиза
педагогической деятельности);

·    участие  в  опытно-экспериментальной      деятельности, апробации новых программ сопровождения.                 

 

Однако при этом обозначаются и проблемы:

·         отсутствие чётких нормативно-правовых документов, определяющих и регламентирующих деятельность специалистов служб сопровождения;

·            проблемы,  связанные с разрешением трудных жизненных ситуаций отдельных категорий клиентов;

·            высокий уровень неопределенности деятельности в связи с необходимостью  быстрого реагирования   на   поступающие запросы, что порождает некоторую степень неудовлетворенности и напряженности  от различных  видов профессиональной деятельности;

·           трудности по  внедрению в деятельность Центра современных технологий сопровождения

·           недостаточная   приспособленность   помещений,   определенный дефицит кадров некоторых специальностей, препят­ствующие удовлетворению  потребностей клиентов   в   получении комплексной помощи (особенно детей раннего возраста и их родителей)

 

            Исходя из понимания того, что стабильное функционирование службы психолого-медико-педагогического сопровождения системы образования района является одним из важнейших  факторов дальнейшего развития образова­тельного пространства, ориентации на развитие личности ребенка, на создание условий для его самореализации, на необходимость реализации индивидуально-ориентированных программ , учитывающих и состояние здоровья и индивидуальные психологические особенности каждого ребенка,  мы считаем, что перед коллективом  Центра  стоят следующие задачи:

 

-   дальнейшее развитие и совершенствование форм сотрудничества и взаи­модействия с   учреждениями района;

- внедрение новых форм профилактики и преодоления негативных тенденций, отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии детей;

- создание, апробация и широкое внедрение в практику новых технологий работы с семьей, с профессионально-замещающими родителями;

- развитие системы сопровождения детей раннего возраста на основе межведомственного взаимодействия;

- разработка, апробация и внедрение новых (в том числе дистантных) технологий оказания комплексной помощи детям, родителям и педагогам с использованием ресурсов информатизации системы образования района;

- дальнейшее улучшение условий для повышения квалификации специалистов, обмена опытом;

- совершенствование и внедрение в практику системы оценки качества деятельности специалистов;

- улучшение условий для стимулирования творческой, исследовательской, инновационной деятельности специалистов;

- расширение контактов коллектива с коллегами из других территорий, учеными, поддержка экспериментальной деятельности.

- информационное обеспечение участников образовательного процесса;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов психолого-педагогического профиля, работающих в образовательных учреждениях . 

Приложение

Табличные данные

Итоги работы учреждения в  2007-2008   учебном году:

        Диагностика:

 

Специалисты:

дошкольники

школьники

иные

всего

ПМПК

112

68

 -

180

Психолог

151

43

46

240

Логопед

24

2

-

26

Дефектолог

33

20

-

53

Соц. педагог

 -

43

12

55

Педагог

163

4

-

167

Всего

483

180

58

721

 

Консультирование

Специалисты:

Дети и подростки

Родители

Педагогические работники

Работники иных организаций

Студенты

Всего

Психолог

13

75

28

1

3

120

Логопед

25

37

13

 -

-

75

Дефектолог

-

10

3

 -

8

21

Соц. педагог

7

52

77

5

66

207

Педагог

 -

47

23

-

-

70

Всего

45

221

144

6

77

493

 

 

 

Коррекционно-развивающие занятия

Специалисты:

Всего коррекционных занятий

В среднем занятий на 1 клиента

Учащихся ( чел.)

Всего часов (ч)

Средняя продолжи-тельность занятия

В среднем часов на 1 клиента

Руководителей занятий

Психолог

126

13

27

82

40 мин.

9,1

1

Логопед

516

34

21

224,5

30 мин.

14,9

1

Дефектолог

83

21

4

41,5

30 мин.

10,3

2 (по 0,5 ст.)

Соц. педагог

85

17

30

70,8

50 мин.

14,2

2 (по 0,5 ст.)

Педагог

81

20

18

47,2

35 мин.

11,8

1

Всего

891

 

100

466

 

60,3

7

 

 

Итоги работы учреждения в  2008-2009  учебном году:

 

Диагностика:

Специалисты:

ДОШКОЛЬНИКИ

ШКОЛЬНИКИ

ИНЫЕ

ВСЕГО

ПМПК

120

56

-

176

Психолог

382

108

192

682

Логопед

13

11

-

24

Дефектолог

7

14

-

21

Соц. педагог

4

15

14

33

Педагог

308

87

100

495

Всего

834

291

306

1431

 

Консультирование

Специалисты:

Дети и подростки

Родители

Педагогические работники

Работники иных организаций

Студенты

Всего

Психолог

4

213

143

24

-

384

Логопед

27

39

15

-

-

81

Дефектолог

-

36

8

-

-

44

Соц. педагог

4

91

83

10

92

280

Педагог

-

150

96

-

-

246

Методист

-

12

66

3

1

82

Всего

35

541

411

37

93

1117

 

Коррекционно-развивающие занятия

Специалисты:

Всего коррекционных занятий

В среднем занятий на 1 клиента

Учащихся чел.)

Всего часов (ч)

Средняя продолжительность занятия

В среднем часов на 1 клиента

Руководителей занятий

Психолог

458

35

34

267

35 мин.

20,5

1

Логопед

352

27

19

205,3

35 мин.

15,8

1

Дефектолог

299

33

10

124,5

25 мин.

13,8

1

Соц. педагог

130

21,6

29

108,3

50 мин.

18,5

2 (по 0,5 ст.)

Педагог

262

37

30

131

30 мин.

18,7

1

Всего

1501

153,6

122

836,1

 

87,3

6

 Итоги работы учреждения в _2009-2010  учебном году:

 

Диагностика:

Специалисты:

ДОШКОЛЬНИКИ

ШКОЛЬНИКИ

ИНЫЕ

ВСЕГО

ПМПК

102

61

-

163

Психолог

844

252

246

1342

Логопед

52

8

-

60

Дефектолог

14

4

-

18

Соц. педагог

85

26

7

118

Педагог

655

52

117

824

Всего

1752

403

370

2525

 

Консультирование

Специалисты:

Дети и подростки

Родители

Педагогические работники

Работники иных организаций

Студенты

Всего

Психолог

14

387

227

8

--

636

Логопед

27

56

15

-

-

98

Дефектолог

-

12

18

-

-

30

Соц. педагог

5

114

84

12

18

133

Педагог

-

187

131

-

-

318

Методист

-

15

79

-

-

94

Всего

46

771

554

20

18

1409

 

Коррекционно-развивающие занятия

Специалисты:

Всего коррекционных занятий

В среднем занятий на 1 клиента

Учащихся чел.)

Всего часов (ч)

Средняя продолжительность занятия

В среднем часов на 1 клиента

Руководителей занятий

Психолог

575

18,6

232

335,4

35 мин.

10,8

2

Логопед

354

17,7

25

206,5

35 мин.

10,3

2 (1ст и 0,5 ст.)

Дефектолог

128

21,3

6

53,3

25 мин.

8,9

1

Соц. педагог

135

9

140

112,5

50 мин.

7,5

2 (по 0,5 ст.)

Педагог

221

44,2

43

110,5

30 мин.

22,1

1

Всего

1413

110,8

446

818,2

 

59,6

8

                 

 

 

 

 

 2012  Муниципальное бюджетное образовательное 
  учреждение для детей, нуждающихся
  в психолого-педагогической и
  медико-социальной помощи,
 " Центр психолого- медико-
  социального сопровождения 
  Орловского района"

Hosted by uCoz