В районе в трех ОУ есть 5 классов VII
вида, в которых обучается 45 (
Становоколодезьская средняя школа –8 класс (4 ребенка), Лавровская средняя
школа – 5 класс (6 детей), Овсянниковская средняя школа – 1,2 и 4 класс (35
детей))
Центр ориентирован на работу с детьми от 0 до 18 лет с учетом их
индивидуальных, возрастных, физиологических, интеллектуальных особенностей,
образовательных потребностей, социальных условий, личностной потребности в
сопровождении.
На протяжении всех лет становления и
развития учреждения неизменным являлось одно: МБОУ ППМС-центр - это
образовательное учреждение, призванное оказывать необходимую помощь и
поддержку детям, родителям (законным представителям), педагогам;
организовывать комплексное сопровождение детей и подростков; осуществлять
взаимодействие со специалистами сопричастных организаций, коллегами из
Областного ППМС-центра и ППМС-центров Орловской области.
Сопровождение
это технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.
Сопровождение детей специалистами ППМС-Центра
включает как непосредственную помощь ребенку (индивидуальная и групповая),
так и опосредованную (с родителями и педагогами).
Коллектив Центра исходит из следующих
основополагающих принципов:
1.
Принцип системности и
комплексности, который
предполагает принятие и изучение ребенка (человека) как целостности – с
учетом взаимодействия его внешней средой, иерархичности структуры его
личности, неповторимости индивидуальности векторов его саморазвития и
самостановления. Системность и комплексность реализуется в
междисциплинарности подхода к проблемам и нуждам ребенка, его семьи,
воплощающейся в командной работе профессионалов различных специальностей.
2.
Принцип многообразия форм
и методов работы, исходящий из
того, что мало заниматься развитием только познавательной или эмоциональной
сферы, или даже личности ребенка в целом, необходимо работать со всем
комплексом социально-медико-психологических проблем, используя
социально-педагогическую, психолого-педагогическую, медицинскую,
методическую и иные виды помощи и сопровождения.
3.
Принцип индивидуализации
помощи, форм и методов
сопровождения, требующий ориентироваться на конкретного человека,
находящегося в конкретной жизненной ситуации.
4.
Принцип нравственности и
экологичности, который
включает известный принцип «Не навреди!», требующий ориентироваться не
только на сохранение, но и, в большей степени, развитие личности.
5.
Деятельностный принцип
коррекционной работы, определяющий ее стратегию и тактику – выбор целей,
средств, путей и способов достижения целей. Коррекционная работа в центре
должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как сумма
отдельных упражнений по совершенствованию психической деятельности, но как
организация целостной осмысленной деятельности ребенка, органически
вписывающейся в систему его повседневных жизненных отношений.
За время работы Центра
профессионализм, неравнодушие, высокое качество деятельности, неформальные
отношения, отзывчивость сотрудников позволили занять определенное место в
районе и быть востребованными среди населения. Поэтому за помощью и
консультациями ежедневно в ППМС-Центр обращаются родители (законные
представители), подростки, педагоги, администраторы образовательных
учреждений, студенты и специалисты сопричастных организаций.
2. Общая характеристика учреждения. Клиенты, деятельность,
ресурсы
2.1
Характеристика МБОУ ППМС-Центр Орловского района, его клиенты и основные
направления деятельности.
2.1.1. Структура центра. Руководство учреждением.
Структура Центра со дня основания менялась. С 2002 по январь 2007 года
имелись 5 структурных подразделения (служб):
1. Диагностико-коррекционная служба;
2. Социально-педагогическая служба;
3. Психолого-педагогическая служба;
4. Информационно-методическая служба;
5. Психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК).
Штатным расписанием
было предусмотрено 20,5 ставок.
В январе 2007 года на основании приказа
Управления общего и профессионального образования администрации Орловского
района № 174 от 31.10.2006 «О сокращении штатов» службы были упразднены.
Штатным расписанием от 1.01.2007 года было предусмотрено 13,75 ставок.
Структурным подразделением осталось ПМПК .
В 2008 году на базе ППМС-Центра была
создана «Школа приемных родителей» на основании приказа № 34-Д от
07.04.2008г, в соответствии с Программой «Школы приемных родителей»,
утвержденной решением Коллегии управления общего и профессионального
образования администрации Орловской области от 03.03.06 № 2/3. В Школе
задействованы социальный педагог, педагоги-психологи, учитель-логопед
ППМС-Центра.
Согласно штатному расписанию на 1.09.2011 года, в Центре имеются следующие
ставки (16,25 ст.):
-
директор - 1
-
заместитель директора – 1
-
методист -1
-
программист -1
-
педагог-психолог – 3,5
-
социальный педагог – 1,75
-
учитель-дефектолог – 0,5
-
учитель-логопед – 1
-
учитель – 1,5
-
ведущий бухгалтер –1;
-
завхоз – 1
-
водитель -1
-
рабочий по комплексному обслуживанию -1
С начала учебного года в Центре работают
9 педагогических работников.
Функции руководства и
контроля распределены между директором, зам. директора и методистом и
осуществляются в соответствии с планом работы на педсоветах, совещаниях при
директоре и методических совещаниях. Специалисты центра работают в
соответствии с годовым планом, циклограммой, на основании месячного и
оперативного планирования. Работа специалистов строится на основании
графиков и расписания
занятий.
В центре регулярно проводятся
родительские собрания; с каждой семьей заключаются договора на оказание
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также, учитывая
специфику района (удаленность клиентов), проводятся выездные Дни центра.
2.1.2 Клиенты центра.
Сопричастные организации
Центр
обслуживает достаточный большой круг клиентов и в рамках профессиональной
деятельности тесно взаимодействует со многими сопричастными
организациями.
Специалисты ППМС-центра осуществляют как опосредованную (через педагогов
образовательных учреждений, родителей, работников сопричастных организаций
иных ведомств), так и непосредственную помощь педагогам, детям и родителям.
Всех клиентов
учреждения можно разделить на несколько групп: дети и родители, педагоги,
сопричастные организации (рис 1,2,3).
Клиенты Центра. Дети и родители.
Новым в деятельности Центра с апреля 2010
года стало взаимодействие специалистов Центра с представителями районного
суда. Согласно Решения Координационного совета по развитию ювенальных
технологий в Орловской области от 24.05.2010г для обеспечения выполнения
судами требований ст. 421 УПК РФ центр обеспечивает участие
педагогов-психологов в обследовании детей-подростков. Специалистами Центра
организуется деятельность в следующих направлениях: диагностика
эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер несовершеннолетних,
диагностика особенностей детско-родительских отношений, выдача заключения о
психологических особенностях несовершеннолетних, консультирование
родителей, несовершеннолетних и представителей судебных органов.
Рисунок 5
Суммарная структура
запросов в ППМС-Центр
Орловского района (2011-2012 уч. годы)
Из диаграммы видно, что
наибольшая доля запросов приходится на коррекционно-развивающую рау с детьми
и консультирование детей и
родителей (включая, родителей, воспитывающих детей-инвалидов). В связи с
удаленностью ППМС-Центра от многих населенных пунктов Орловского района
большое внимание уделяется консультативной помощи и информационной
поддержке педагогам детских садов и школ района.
На
гистограмме (рис.6) показано распределение постоянного контингента (дети,
занимающиеся более 2 месяцев) по специалистам Центра в 2007- 2010 учебных
годах:
Рисунок
6 Распределение
постоянного контингента (дети) по специалистам
За последние два года произошло увеличение количества постоянного
контингента детей (постоянно посещающих коррекционные занятия). Наибольшая
доля постоянных клиентов приходится на психологов и социальных педагогов.
Значительно увеличение произошло за счет реализации новых программ
(Адаптация ребенка к 1 и к 5 классам)
2.1.3
Спектр образовательных услуг
Спектр
образовательных и иных услуг, оказываемых клиентам специалистами центра,
связан с рядом факторов, из которых важнейшими являются:
1.
Ресурсные возможности учреждения;
2.
Лицензионные ограничения;
3.
Особенности запроса клиентов.
Ресурсы ППМС-Центра Орловского района будут обсуждаться ниже.
В
соответствии с лицензией на образовательную деятельность (Серия А,
№303466), выданной Департаментом образования культуры и спорта Орловской
области, учреждение реализует дополнительные индивидуально-ориентированные
коррекционо-развивающие программы (дошкольники и школьники )
Диагностика и
консультирование детей (семей, имеющих детей с проблемами в развитии) –
работа с непостоянным контингентом – также
проводится
по различным направлениям, в соответствии с запросом
Спектр услуг, оказываемый взрослым клиентам
(родителям, педагогам, иным заинтересованным лицам) определяется запросом со
стороны Учредителя, запросом и заключенными с различными юридическими и
физическими лицами договорами о сотрудничестве
.
Кроме того, специалисты Центра оказывают информационные услуги, которые
заключаются в предоставлении необходимой клиенту информации о том, какую
помощь и в каких учреждениях (у каких специалистов) он может получить в
Орловской области.
Спектр услуг, реализуемых в
ППМС-Центре Орловского района, определяется социальным заказом. Их
номенклатура определяется лицензионными ограничениями и особенностями
ресурсов (в том числе кадровых) учреждения.
2.1.3
Реализация основных видов деятельности. Качество, объем
Работа
Центра на протяжении последних лет велась в соответствии с годовыми планами,
классификатором деятельности, графиками работы и расписанием занятий
специалистов. Календарный план на месяц составлялся на основании запросов
(устных и письменных) Управления образованием и ОУ района, родителей,
специалистов сопричастных организаций.
Основные направления
работы Центра:
-
Диагностика детей, родителей и
педагогов;
-
Консультирование педагогов и
родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей;
-
Профессиональная поддержка и
сопровождение педагогов;
-
Коррекционно- развивающая
работа;
-
Осуществление взаимодействия с
организациями иных ведомств;
-
Психолого-педагогическое
просвещение;
-
Проведение активной практики
студентов;
-
Научно-исследовательская и
экспериментальная деятельность;
-
Информационно-аналитическая
деятельность.
Диагностика проводилась с тремя
категориями лиц: дети, родители, педагоги(рис10).
Рисунок 10
Соотношение количества детей, родителей и педагогов ,
участвующих в
диагностике (за два года)
Из диаграммы видно, что
возрастной состав продиагностированных детей и подростков в достаточной
степени разнороден. Однако наибольшая
доля клиентов прошедших, диагностическое обследование, приходится на
дошкольный возраст.
Рисунок 11 Охват клиентов специалистами Центра диагностическими
обследованиями
за три года
Из диаграммы видно, что за
2011-2012 учебный год произошло увеличение диагностических обследований
детей школьного возраста за счет внедрения новых методов работы
(мониторинг), повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и
родителей, а также определенной сформированности социального запроса на
некоторые виды оказываемой помощи (ПМПК).
Рисунок 12
Групповые и индивидуальные формы диагностики
Основные проблемы, по которым проводится диагностическая
работа:
Коррекционно – развивающая работа
осуществляется через
реализацию индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ,
которые проводятся как индивидуально, так и в группах.
Рисунок 13
Количественные показатели коррекционно-развивающей работы
В 2011-2012 г. произошло увеличение
количество коррекционно-развивающих занятий за счет проведения
индивидуальных занятий.
Рисунок 14
Охват учащихся тренинговыми занятиями.
Из
диаграммы видно, что в 2009-2010 уч.году количество учащихся,
задействованных в тренинговых формах работы увеличилось за счет реализации
специалистами новых программ (программы в пришкольных летних лагерях ОУ
района).
Рисунок
15 Соотношение количества охваченных детей непосредственной
работой к общему количеству детей в районе
Из диаграммы видно, что охват детей
только практической работой специалистами Центра (коррекционно-развивающие
занятия, тренинги, ПМПК, консультации и патронаж детей ограниченными
возможностями здоровья) составил в 2011-2012уч.г. –10 % от общего
количества учащихся района. Некоторое
снижение количества охваченных детей произошло за счет уменьшения числа
детей, направленных на ПМПК.
Одно из направлений
Центра - консультирование
педагогов и родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Рисунок
16 Динамика общего количества консультаций
Наблюдается устойчивая тенденция роста обращений за консультативной помощью
к специалистам Центра родителей, подростков, педагогов, студентов и
специалистов сопричастных организаций. На наш взгляд, это свидетельствует о
высоком уровне квалификации специалистов и доверия к ним
Рисунок 17.
Соотношение количества
консультаций за три года
Из диаграммы видно, что наибольшее количество консультаций приходится на
родителей, что является важным показателем качества деятельности
специалистов Центра.
Проранжировав тематику
консультаций за 2011-2012уч. год, мы видим следующее:
1.
проблема готовности к школьному
обучению – 30 %
2.
методическое сопровождение – 15
%
3.
трудности в обучении детей – 13
%
4.
проблемы поведения – 12 %
5.
детско – родительские отношения
– 6 %
6.
эмоционально – личностные
проблемы – 5 %
7.
организация дистанционного
обучения детей-инвалидов - 4 %
8.
соответствия уровня речевого
развития возрасту детей - 3,5 %
9.
проблема формирования
коммуникативных навыков – 3 %
10.
причины речевых отклонений у
детей и оказание помощи детям в домашних условиях – 2 %
11.
проблема формирования
социально-бытовых навыков – 1 %
12.
профессиональная деятельность
социального педагога – 1 %
13.
правонарушения
несовершеннолетних – 1%
14.
межличностные отношения – 1%
15.
развитие детей раннего возраста
– 0,8 %
16.
профессиональная ориентация
подростков – 0,8 %
17.
предупреждение школьной
дезадаптации – 0,6 %
18.
коррекция заикания – 0,2%
19.
нарушения речи у детей с
двуязычием в семье – 0,1%
Больше всего обращений к
специалистам Центра и со стороны родителей и со стороны педагогов по
проблеме подготовки детей к школе. В связи с этим специалистами Центра был
разработан план мероприятий для детей, родителей и педагогов по данной
проблеме. Опыт работы обобщен и совместно с ИУУ выпущено информационно –
методическое пособие для педагогов и родителей «Лекторий для родителей
будущих первоклассников», которое реализуется на базе дошкольного отделения
№4 МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» в течении 2-х
последних лет, получил высокую оценку специалистов ИУУ и положительные
отклики со стороны педагогов и родителей.
2.1.5
Научно-исследовательская
и экспериментальная деятельность.
С
января 2009 года ППМС-Центр был включен в работу региональной
экспериментальной площадки по теме «Модель непрерывного образования как
стратегия жизненного успеха личности». На педагогическом совете коллективом
была определена проблема: «Сопровождение детей с особыми образовательными
потребностями, как необходимое условие успешной социализации ребенка в
обществе». В рамках научно-исследовательской и экспериментальной
деятельности специалисты Центра работали над созданием эффективной модели
непрерывного сопровождения для детей с особыми образовательными
потребностями как стратегия жизненного успеха личности».
Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей,
которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей,
родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного
взаимодействия для решения различных проблем.
Психолого - педагогическое сопровождение таких детей является одним из
основных направлений деятельности Центра со дня его основания (2002 год).
Термин “ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в
образовании) нами понимается как в широком социальном, так и в научном
контексте. В научном контексте данный термин важен для нас постольку,
поскольку он ориентирует и специалистов Центра и педагогов образовательных
учреждений района на грамотную интерпретацию понятий об аномальном и
нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями
могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие
таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть
обусловлены социо-культурными факторами.
Специалисты
ППМС-Центра выделяют следующие категории детей с особыми образовательными
потребностями:
1.
Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической
запущенностью:
2.
Дети с ограниченными возможностями здоровья:
3.
Дети с отклоняющимся развитием и поведением:
4.
Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:.
5.
Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Для
оказания помощи детям этой категории специалисты решают следующие задачи:
ü
своевременная комплексная
психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического,
физического развития и поведения детей;
ü
оказание помощи родителям и
педагогам образовательных учреждений района по вопросам обучения и
воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
ü
оказание консультативной
помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и
социальной адаптации;
ü
осуществление индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;
ü
оказание
психолого-педагогической и социальной помощи семьям, воспитывающих
детей-инвалидов;
ü
формирование единого
образовательного пространства и развития психолого-педагогической
компетентности учащихся, организаторов образования, педагогов, родителей;
ü
обеспечение взаимодействия с
органами внутренних дел, здравоохранением, социальной защитой и другими
сопричастными организациями в решении различных проблем;
ü
выработка единого алгоритма
эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по
сопровождению детей с особыми образовательными потребностями
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие
направления:
ü
Диагностика уровня
психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
ü
Организация
коррекционно-развивающего обучения;
ü
Психолого-педагогическое и
медико-социальное просвещение;
ü
Консультирование детей,
родителей, педагогов;
ü
Информационно-аналитическая
деятельность;
ü
Научно-исследовательская и
экспериментальная деятельность.
Данные направления
реализуются посредством индивидуальной и групповой диагностики
(мониторинги), консультирования, обследования на ПМПК, коррекционно –
развивающих занятий, участия и проведения семинаров-практикумов, Дней
Центра, родительских собраний, МО, педсоветов, заседаний
научно-методического и координационного советов, научно-практических
конференций и т.д.
Специалисты Центра оказывают как непосредственную, так и опосредованную
помощь детям, родителям (лицам, из заменяющих), педагогам и специалистам
сопричастных организаций.
Непосредственная помощь,
оказывается через реализацию индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих программ:
1.
Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:
·
«Коррекционно-развивающее
обучение детей школьного возраста с ОНР и нарушениями чтения и письма» (7-9
лет)
·
«Коррекционное обучение и
воспитание детей с 5-ти летнего возраста с ОНР» (5 лет)
·
«Программа по преодолению
дефектов фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного
возраста» (6-7 лет)
·
«Первый раз в пятый класс» (11
лет)
2.
Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической
запущенностью:
·
«Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа по формированию познавательной линии
развития. Формирование ведущей и продуктивных видов деятельности» (3 года)
·
Локалова Н.П. «Психологическая
программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов» (9-10 лет)
·
Утешева Р.Х. «Программа
коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов» (9-10 лет)
·
«Интегрированная
коррекционно-развивающая программа по подготовке старших дошкольников к
школьному обучению» (6-7 лет)
·
«Индивидуально-ориентироанная
коррекционно-развивающая программа по формированию и совершенствованию
элементарных математических представлений» (6-7 лет)
·
«Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа по развитию фонематического восприятия и
основ звукового анализа и синтеза» (6 лет)
·
«Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа по формированию навыков контроля и
самоконтроля в письменной речи» (8 лет)
2.
Дети с ограниченными возможностями здоровья:
·
«Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа по развитию навыков социально-бытовой
ориентировки» (3,5 и 9 лет)
·
Психолого-педагогическое и
социальное сопровождение(патронаж семей) детей-инвалидов, включенных в
дистанционное обучение.
3.
Дети с отклоняющимся развитием и поведением:
·
«Мир общения подростка» (12-13
лет)
·
«Всё, что тебя касается»(14
лет)
·
«Мой выбор» (15-16 лет)
·
«Обучение и воспитание
толерантности у детей» (11 лет)
·
«Сделай шаг на встречу» (15-17
лет)
4.
Дети, оставшиеся без попечения родителей:
·
Работа «Школы приемных
родителей»
Охват детей с особыми образовательными
потребностями осуществляется в возрасте от 3,5 до 17 лет.
Опыт работы в рамках экспериментальной
площадки по теме «Модель непрерывного образования как стратегия жизненного
успеха личности» обобщен на Международной научно-практической конференции
«Комплексное сопровождение развития личности в системе непрерывного
образования: вопросы теории и практики» (29 марта 2012 г). По итогам
конференции выпущен сборник, где представлены статьи специалистов Центра и
получены 4 лицензии на программы.
Специалисты стараются внедрять в свои
направления деятельности новые технологии, методы и формы работы, то есть
«идти в ногу со временем» и во время реагировать на запросы общества. Так в
рамках перехода начальной школы на Федеральные государственные
образовательные стандарты и дошкольных учреждений на Федеральные
государственные требования возник новый запрос на психолого-педагогическое
сопровождение педагогов ОУ района.
Специалистами Центра были проведены
следующие семинары по данной проблеме:
·
«Переход на новый
образовательный стандарт: личностный, познавательный, коммуникативный и
регуляторный компоненты универсальных учебных действий» - 26.02.2010г.
·
«К вопросу о переходе на ФГОС»
- 31.03.2011г
·
«Содержание коррекционной
работы в образовательной программе ДОУ» - 26.01.2012г.
Педагогом психологом и учителем Центра были
разработаны следующие рекомендации для педагогов начальной школы:
·
Формирование личностного,
регуляторного и коммуникативного компонентов УУД в условиях перехода на
новый образовательный стандарт начального общего образования.
·
Формирование познавательного
компонента универсальных учебных действий на ступени начального общего
образования (на примере учебного предмета «Математика»)
·
Памятка для педагогов
·
Анкеты для педагогов
Также был освещен
вопрос «Концептуальные основы стандартов второго поколения».
Для педагогов
дошкольных учреждений:
·
Основные направления
коррекционной работы в период дошкольного детства
·
К вопросу о введении ФГТ в
ДОУ. Практикум «Ребенок – дошкольник. Какой он?»
·
Использование
информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе
учителя-логопеда
Анкетирование педагогов ОУ района по вопросу
внедрения ФГОС и ФГОТ показало, что работа специалистов Центра очень важна и
нужна и требует дальнейшей разработки этого направления.
В
связи с введением в Орловской области проекта ювенальной юстиции, ППМС -
Центр Орловского района был включен в работу экспериментальной площадки по
апробации системы ювенальной юстиции с несовершеннолетними.
Ювенальная юстиция – это система защиты
прав и интересов несовершеннолетних, объединяющих вокруг специализированного
суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда)
Деятельность специалистов ППМС – центра
по проблеме организации работы с несовершеннолетними с использованием
ювенальных технологий реализуется двумя способами:
1. непосредственно (помощь оказывается
детям, родителям и педагогам через консультирование, просвещение,
коррекционно – развивающие занятия );
2. опосредованно (через консультирование
и просвещение родителей, педагогов и специалистов, работающих с данными
детьми, оказывается помощь детям).
Деятельность специалистов (педагогов –
психологов, соц.педагога) ППМС – центра по проблеме использования ювенальных
технологий в работе с несовершеннолетними в 2010 – 2012 уч.г.
реализовывалась в нескольких направлениях:
·
Диагностика интеллектуальных,
эмоционально – волевых и личностных особенностей несовершеннолетних;
·
Диагностика детско –
родительских отношений;
·
Индивидуальное
консультирование педагогов и родителей по проблеме;
·
Мониторинг по выявлению
отношения к проблеме введения ювенальной юстиции в Орловском районе;
Работа специалистов в рамках ювенальной
юстиции организуется в двух направлениях: по гражданским делам (по запросу
органов судопроизводства, отдела опеки и попечительства, отдела полиции и
дознания) и по уголовным делам.
Наш опыт работы обобщен и опубликован в различных сборниках, всего
опубликовано 23 статьи в 10 сборниках, а также выпущено своих 4 сборника.
2.2 Ресурсы учреждения
2.2.1 Здание и
помещения.
Географически
МОУ ППМС-Центр Орловского района располагается в одном из крупнонаселенном
поселке Орловского района - пгт Знаменка в помещении МОУ «Знаменская
средняя общеобразовательная школа » по адресу: 302520 Орловская область,
Орловский район, п. Знаменка, ул. Школьная, д.8. Центр занимает правое крыло
первого этажа школы общей площадью 169,04 кв.м. Реконструкция и ремонт были
проведены в августе 2009 года.
В настоящее время в Центре
имеется 5 кабинетов (общей площадью 132,2 кв.м) : кабинет директора, зал
тренинговой и коррекционной работы, кабинет коррекционных педагогов,
информационно-педагогический кабинет, кабинет педагогов –психологов.
Индивидуальные и групповые занятия ведутся в трех кабинетах. Площади
кабинетов не позволяют в полной мере реализовать возможности специалистов и
потребности клиентов. Для оптимального использования помещений составляется
расписание занятий специалистов. Некоторые занятия специалисты проводят на
базах дошкольного отделения №4 и №3 МОУ «Знаменская средняя
общеобразовательная школа», а так же в самой школе.
2.2.2 Кадры
На 1 сентября 2011
учреждение обеспечено кадрами в соответствии с утвержденным учредителем
штатным расписанием на 100 %.
С начала учебного года в Центре работают
9 педагогических работников.
Кадровое обеспечение Центра
соответствует его основным целям, задачам и направлениям деятельности.
Штатным расписанием ППМС-Центра предусмотрено 16,25 ставки. На начало
2011-2012 уч.года в Центре работают 9 педагогических работников, из них 8
основных и 1 совместитель. В штате имеются педагоги-психологи (3,5 ст.),
социальные педагоги (1, 75 ст.), учитель-дефектолог (0,5 ст.),
учитель-логопед (1 ст.), учитель (1 ст.) методист (1 ст.), программист (1
ст.), административный персонал (2 ст.), ведущий бухгалтер (1 ст.),
обслуживающий и вспомогательный персонал (3 ст.)
Все специалисты имеют
высшее образование. Среди педагогов один аттестован на высшую категорию, 7
специалистов – на первую.
Педагоги активно повышают
свою квалификацию. За последние три года все педагогические работники
прошли курсы повышения квалификации на базе областного ППМС-Центра,
Института усовершенствования учителей, Орловского Государственного
Университета по
следующим проблемам:
·
Социально-ювенальное
проектирование;
·
Тренинг по проблеме
восстановительного правосудия и восстановительной медиации;
·
Современный образовательный
менеджмент;
·
Обучение по программе «ПРАЙД»
по подготовке опекунов, приемных родителей и усыновителей;
·
Семинар-тренинг для педагогов
по программе «Формирование навыков здорового образа жизни у подростков;
·
Совершенствование
социально-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса;
·
Организация и содержание
коррекционного обучения в специализированных группах ДОУ компенсирующего или
комбинированного вида;
·
Тренинг «За здоровый образ
жизни на территориях пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС».
Коллектив специалистов
достаточно молод, работоспособен. На 1 сентября 2011 года средний возраст
педагогических работников составлял 39,6 года. Средний показатель стажа
работы специалистов по специальности попадает в диапазон от 10-до 20 лет
(максимально- 25 лет, минимально -1год).
2.2.3 Информационные ресурсы учреждения
Информационные ресурсы
учреждения складываются из нескольких составляющих :
·
Наличие и
ведение баз знаний , баз данных, электронного документооборота;
·
Составление
библиотечно-информационных ресурсов учреждения;
·
Наличие и
качество компьютерной техники, локальной вычислительной сети и эффективность
их использования;
·
Работа в сети
Интернет, ее эффективность;
·
Наличие в
учреждении собственных Интернет-ресурсов, их качество и посещаемость другими
пользователями.
·
Издание
информационно-аналитических материалов.
Количество и качество
компьютерной техники в Центре на сегодняшний день не обеспечивает в полной
мере информационные потребности педагогов и клиентов. На 1 сентября 2011
года в локальной сети Центра было объединено 4 компьютера и 2 принтер.
Всего в Центре
ведется 2 базы данных («Литература», «Дети-инвалиды»). С сентября 2012
года планируется ведется еще двух баз данных (ПМПК-2012 и Дети центра ).
Постоянно пополняются
библиотечные ресурсы. На 1 сентября 2011 года в БД «Литература» было внесено
471 наименования. Среди них монографии, учебники, методические пособия,
методические рекомендации, сборники, журналы . Ежегодно в Центре
проводится подписка на периодические издания . Среди них такие
профессионально значимые научно-методические газеты и журналы, как
«Школьный психолог», «Дефектология», «Логопед», «Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития» .
Значительное количество
информации специалисты получают через сеть Интернет. На компьютере Центра
пополняется библиотека электронных Интернет-изданий по вопросам
психологии, дефектологии, педагогики, логопедии.
Повышается
информационная культура сотрудников. Все мероприятия в Центре проводится с
использованием презентаций, оцифрованных видео и аудиофрагментов.
Центр имеет
собственный интернет-сайт http://ppms-orelrn.narod.ru
, на котором любой
может ознакомиться с нашей работой, нормативными и отчетными документами,
текущими мероприятиями.
2.2.4 Материально–финансовые ресурсы.
Ежегодные расходы Центра
на приобретение литературы, расходных материалов, ГСМ, канцелярских
принадлежностей имеют тенденцию к увеличению, что положительно отражается
на нашей деятельности. (Рис 17 )
Рисунок 17. Динамика расходов учреждения на приобретение литературы,
расходных материалов, ГСМ, канцелярских принадлежностей за 2010 и 2011
гг
Однако специалисты
Центра ощущают некоторую нехватку различного оборудования и программного
обеспечения для внедрения в свою деятельность современных
информационно-коммуникационных и методико–диагностических технологий в
работе с детьми, родителями и педагогами .
Общие бюджетные расходы
учреждения за последние два года увеличились. (рис.18 )
Рис.
18 Динамика использования бюджетных средств за два года
Платных услуг Центр не оказывает.
Материально-финансовые ресурсы в целом обеспечивают реализацию
образовательного процесса учреждения и в определенной мере стимулирует его
развитие и совершенствование.
Необходимо изыскивать возможности для привлечения внебюджетных средств на
дальнейшее развитие материальной базы учреждения.
1.
Направления
и задачи дальнейшего развития учреждения.
В целом учреждение работает
стабильно, поддерживая и расширяя сотрудничество с учреждениями системы
образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения,
а также с
другими учреждениями (Филиал №7 МСЗ по Орловской области, районный суд,
ВУЗы, Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ, Управление
Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Орловской области и
др.)
Ведется
работа по сохранению и увеличению контингента, расширению спектра и
повышению качества психолого-педагогических и социальных услуг.
В работе центра
выявлен ряд положительных факторов, таких как:
·
широкая
номенклатура услуг;
·
удовлетворенность клиентов качеством оказываемых услуг;
·
тесное
сотрудничество Центра с учреждениями разных типов и видов, входящих
в систему профилактики и сопровождения;
·
широкое участие специалистов Центра в различных мероприятиях
муниципального, областного, всероссийского , уровня (семинары,
конференции, конгрессы, экспертиза
педагогической деятельности);
·
участие в опытно-экспериментальной деятельности, апробации новых
программ сопровождения.
Однако при этом обозначаются
и проблемы:
·
отсутствие чётких нормативно-правовых документов, определяющих и
регламентирующих деятельность специалистов служб сопровождения;
·
проблемы, связанные с разрешением трудных жизненных ситуаций отдельных
категорий клиентов;
·
высокий уровень неопределенности деятельности в связи с необходимостью
быстрого реагирования на поступающие запросы, что порождает некоторую
степень неудовлетворенности и напряженности от различных видов
профессиональной деятельности;
·
трудности по внедрению в деятельность Центра современных технологий
сопровождения
·
недостаточная приспособленность помещений,
определенный дефицит кадров некоторых специальностей, препятствующие
удовлетворению потребностей клиентов в получении комплексной помощи
(особенно детей раннего возраста и их родителей)
Исходя из
понимания того, что стабильное функционирование службы
психолого-медико-педагогического сопровождения системы образования района
является одним из важнейших факторов дальнейшего развития образовательного
пространства, ориентации на развитие личности ребенка, на создание условий
для его самореализации, на необходимость реализации
индивидуально-ориентированных программ , учитывающих и состояние здоровья и
индивидуальные психологические особенности каждого ребенка,
мы считаем,
что
перед
коллективом Центра стоят
следующие задачи:
-
дальнейшее развитие и
совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия с учреждениями
района;
-
внедрение новых форм
профилактики и преодоления негативных тенденций, отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии детей;
- создание, апробация и
широкое внедрение в практику новых технологий работы с семьей, с
профессионально-замещающими родителями;
- развитие системы
сопровождения детей раннего возраста на основе межведомственного
взаимодействия;
- разработка, апробация и
внедрение новых (в том числе дистантных) технологий оказания комплексной
помощи детям, родителям и педагогам с использованием ресурсов информатизации
системы образования района;
- дальнейшее улучшение
условий для повышения квалификации специалистов, обмена опытом;
- совершенствование и
внедрение в практику системы оценки качества деятельности специалистов;
- улучшение условий для
стимулирования творческой, исследовательской, инновационной деятельности
специалистов;
- расширение контактов
коллектива с коллегами из других территорий, учеными, поддержка
экспериментальной деятельности.
- информационное обеспечение
участников образовательного процесса;
- совершенствование
нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов
психолого-педагогического профиля, работающих в образовательных учреждениях
.
Приложение
Табличные данные
Итоги работы
учреждения в _2010-2011 учебном году:
Диагностика: